. Аннотация к рабочей программе по технологии для обучающихся 5-8 классов 2019 — 2020 учебный год Аннотация к рабочей программе по технологии Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Рабочая программа по технологии для 5-8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ); Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта». Фундаментальное ядро содержания общего образования; Примерная программа по учебному предмету Технология 5-9 классы (Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2016. (Стандарты второго поколения.) Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2013. Положения о рабочей программе школы, приказ 116 от 3.07.2019 Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся. Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы. Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материал сберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности. Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося: 1. Культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика; 2. Графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса; 3. Культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции; 4. Информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности; 5. Предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию; 6. Культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте; 7. Экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление; 8. Культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина; 9. Потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя; 10.Проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации. Рабочая программа составлена с учетом полученных знаний, учащихся в начальные школы на уроках технологии и опыта их учебно-трудовой деятельности. В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся овладеют следующими знаниями и умениями: — находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию; — выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса; — создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью; — выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование; — оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности; — ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы. Цель учебного предмета Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формированием представлений о составляющихся техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология». Задачи учебного предмета В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены задачи: • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами и механизированного труда использованием распространённых инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники; • Формирование представлений о культуре труда, производства, развитие культуры труда подрастающих поколений; • Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности; • Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук. Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает: • • • • • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы; компьютерную поддержку каждого модуля; графику и черчение; ручную и механическую обработку конструкционных материалов; основы материаловедения и машиноведения; • прикладную экономику и предпринимательство; • историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; • экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека; • профинформацию и профориентацию; • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения; • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание; • творческое, художественное и этнохудожественное развитие; • электротехника. Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся. Место учебного предмета. Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека деятельности. В соответствии с Учебным планом МОАУ СОШ № 2 с Исянгулово, на изучение технологии отводится 35 часов для изучения в 5 классе из расчёта 1 часа в неделю; в 6 классе из расчета 1 часа в неделю; 7 классе из расчёта 1 часа в неделю; на изучение технологии отводится 35 часов для изучения в 8 классе из расчета 1 час в неделю: «Технология» в 5 классе на учебный год составляет – 35 часов, (1 часа в неделю). «Технология» в 6 классе на учебный год составляет – 35 часов, (1 часа в неделю). «Технология» в 7 классе на учебный год составляет – 35 часов, (1 часа в неделю). «Технология» в 8 классе на учебный год составляет – 35 часов, (1 час в неделю). В I полугодие – 17 часов, II полугодие – 18 часов. Формы текущего контроля и промежуточной • Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. • Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. • Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения». • Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле знаний, умений, навыков обучающихся в образовательном учреждении, промежуточной и итоговой аттестации). Преобладающие формы контроля: • устные и письменные ответы на вопросы и задания к параграфам учебника; • фронтальная беседа; • письменные ответы на задания тестового типа; • выполнение практических работ; • творческие и конкурсные работы; • уроки обобщающего повторения. Список литературы для учителя и учащихся. Перечень учебно-методического обеспечения Программы: Примерные программы по учебным предметам «Технология (Технология ведения дома) »5-7, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2012 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.; • Технология : программа :5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана – Граф,2015 Учебники: • • Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2013. • Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2013. • Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2014 • Технология: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Д.Симоненко,А.А.Электов,Б.А.Гончаров и др.-з-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф,2016.; Список литературы для учителя 1. Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 2. Научно-методический журнал «Технология» всё для учителя №1-№8 за 2012 год , М.: Школьная пресса 3. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. 4. Оценка качества подготовки выпускников основной )- по технологии/Сост.В.М. Казакевич, А.В. Марченко.-М.:Дрофа,2000.-256 с. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003. 6. Прикладная этика.Элективный курс. 10-11 классы/ авт.сост. Г.Ю. Лазновская: Учитель, 2006.-308 с. 7. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб.пособие для 811 кл. общеобразоват. Учреждений.-М.: Просвещение, 1995.-191 с.: ил. 8. Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Авторсоставитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. 9.Рабочая программа по технологии (Технология ведения дома). 5 класс/ сост. О.Н. Логвинова.-М.:ВАКО,2016г. К УМК Н.В.Синицы, В.Д. Симоненко 10. Рабочая программа по технологии (Технология ведения дома). 6 класс/ сост. О.Н. Логвинова.-М.:ВАКО,2016г. К УМК Н.В.Синицы, В.Д. Симоненко 11. Рабочая программа по технологии (Технология ведения дома). 7 класс/ сост. О.Н. Логвинова.-М.:ВАКО,2016г. К УМК Н.В.Синицы, В.Д. Симоненко 12.Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с. 13. Сутковская Т.В. Методическое пособие для учителя по курсу «Технология». 5 класс.- Уфа: Башкирский институт развития образования, 2005.79 с. Издание 2-е, стереотипное 14. Сутковская Т.В. Методическое пособие для учителя по курсу «Технология». 6 класс.- Уфа: Башкирский институт развития образования, 2005.79 с. Издание 2-е, стереотипное 15. Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с. 16. Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9: Кн. Для учителя/ В.Н. Чернякова.-М.: Просвещение, 2002.-125 с.: ил. Список литературы для учащихся 1. Баландина Г.Ф. Игрушки-перчатки для кукольного театра.-Уфа: Китап, 2004.-84с. 2.Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов. М.: ЭКСМО, 2006. 3. Беркасова Н.П. Машинная ажурная вышивка.-2-е изд.,перераб. и доп. Уфа: Китап,1993.-136 с.: ил. 4. Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007. 5. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. 6. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2004. 7. Домоволство / Сост.М.И.Никифорова, О.Н. Кагановская Д66-2-е изд., испр.-М.: Колос,1999.-512 с.,ил. 8. Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. М.: Просвещение, 2000. . 9.Журнал моды «Burda» , февраль 2014,август 2014, сентябрь 2014, октябрь 2014 10. История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. 11. Каневец О.Ф. Технология: тетрадь для 6-го класса. Вариант для девочек. Часть 1.- Саратов: «Лицей», 2001.48 с. (1 шт.) 12. Каневец О.Ф. Технология: тетрадь для 6-го класса. Вариант для девочек. Часть 2.- Саратов: «Лицей», 2001.48 с. (1 шт.) 13. Каневец О.Ф. Технология: тетрадь для 5-го класса. Вариант для девочек: В 2-х ч. -Саратов: Лицей, 2003. Ч. 1.- 64 с. ( 8 шт.) 14. Каневец О.Ф. Технология: тетрадь для 5-го класса. Вариант для девочек: В 2-х ч. -Саратов: Лицей, 2003. Ч. 2.- 64 с. ( 5 шт.) 15.Кискальт Изольда. Солёное тесто. – М.: ЗАО «АСТ-ПРЕСС», 1998. 16. Комнатные растения от А до Я .-М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006.-320 с.:-(Русский хесайон). 17. Кройка и шитьё.-Мн.: Харвест,2003.-160 с.-(На все руки мастерица). 18. Курбатская Н. Фриволите. – М.: Изд-во «Культура и традиции», 2003. 19. Лом И.М. Правила хорошего тона.-г.Тула: ТОО «Ариель», 1994. 20.. Мартопляс Л.В., Скачкова Г.В. Курсы кройки и шитья на дому.-4-е изд.-Мн.:Полымя,1992.-335 с.:ил. 21. Солнцева А.В. Верхняя одежда. Лучшие модели.- М.: ООО « ТД «Издательство Мир книги»,2005.-320 с.:ил. 22. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство-2-е изд., перераб. и доп.Оформ. «Диамант»,-СПб.: ВО «Агропромиздат», ООО «Диамант»,1999.-544 с., ил. 23. Топоровская Н.А. Повседневная одежда. Моделирование.—М.: ООО « ТД «Издательство Мир книги», 2005.-320 с.: ил. 24. Хасанова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. Список электронных ресурсов Список интерне-сайтов для учителей: 1. http://www. it-n. ru/ – Сеть творческих учителей 2. http://www. inter-pedagogika. ru/ – inter-педагогика 3. http://www. debryansk. ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт 4. http://lib. homelinux. org/ – огромное количество книг по различным предметам в формате Djvu 5. http://iearn. spb. ru - русская страница международной образовательной сети 1*ЕАКМ (десятки стран участвуют в международных проектах) Веб-сайты для развития творческих способностей учащихся: http://www. kudesniki. ru/gallery - галерея детских рисунков «Дети в Интернете» 2. http://www. chg. ru./Fairy - творческий фестиваль «Детская сказка» http://www. rozmisel. irk. ru/children - «Творите!» 3. http://www. edu. nsu. ru/~ic - «Интеллектуальный клуб»: викторины и конкурсы, головоломки и кроссворды. 1. Веб-сайты-коталоги школьных ресурсов: http://www. kinder. ru/ - каталог детских ресурсов: все, что может быть интересно детям. 2. http://www. school-holm. ru - «Школьный мир»: каталог ресурсов для школьников и их родителей. 3. http://www. chat. ru/rusrepetitor - Репетитор: учебные материалы, тесты, рассказы, всякая всячина для школьников, абитуриентов и студентов 1. Интересные интернет-странички: http://school-sector. relarn. ru/efim/6skrudge/2003/skru_2003_015.htm Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".. - Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)