АННОТАЦИЯ к рабочей программе по географии на уровень основного общего образования (5-9 класс.) 1 Общая характеристика курса География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социальноэкономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли»: кур «География» 5 класс, курс «География. Планета Земля» 6 классы и курс «География: Материки, океаны, народы и страны» 7-й класс, у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия, и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального); • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социальноэкономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: • сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире; • подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной); • сформировать готовность быстро переориентироваться в среде обитания: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь; • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; • научить устанавливать связи в системе географических знаний. Программа разработана на 274 часов из расчета 1 часа в неделю в 5-6 классах и 2 часов в неделю в 7-9 классах. Цели реализации рабочей программы по географии: • достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: • обеспечение соответствия рабочей программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, • выявление и развитие способностей обучающихся, • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся; • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья. Используемые учебники в 2019-2020 учебном году 1. География. 5 класс. Учебник (авторы А. И. Алексеев и др.). 2. География. Планета Земля. 6 класс. Учебник (автор А. А. Лобжанидзе). 3. География: Материки, океаны, народы и страны» Учебник (авторы И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев). 4. География. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Учебник (авторы В.П.Дронов, И. И. Баринова, В.Я.Ром). 5. География. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник (авторы В.П.Дронов, И. И. Баринова, В.Я.Ром). Используемые технологии - технология проблемного обучения, -игровая технология, -ИКТ- технология, -проектные методы обучения, -технология групповой деятельности -технология развития глобального мышления -здоровьесберегающие технологии -технология уровневой дифференциации -технология развития критического мышления Требования к уровню подготовки обучающихся: Личностные результаты: • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека. 3 Метапредметные результаты: • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу, и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.; • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметные результаты: • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; • характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; • формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях, и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. • • • • • • Формы контроля текущий, фронтальный, индивидуальный, итоговый в виде тестов, письменных проверочных работ, практические работы, диагностические работы в формате ОГЭ и др. 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)