Приложение №3 к ООП ООО План внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов

Приложение №3 к ООП ООО
Рассмотрено и принято
На заседании педагогического совета
Протокол № ___ от _______________
Согласовано с Советом родителей
(законных представителей)
Протокол № ____ от _______________
Согласовано с Советом обучающихся
Протокол № ____ от _______________

02-04
План внеурочной деятельности
для обучающихся 6-9 классов
муниципального общеобразовательного автономного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Исянгулово
муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан
на уровни начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения
Основных
образовательных
программ
(предметных,
метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела основной образовательной
программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются
обязательной частью содержательного раздела основной образовательной
программы.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность
и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую
работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность экскурсии, походы, деловые игры и пр.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО школа обеспечивает
проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до
1320 часов на уровне начального общего образования).
1.1.

План внеурочной деятельности разработан с учетом требований
следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012
г. № 273-ФЗ.
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении
Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, том числе в части проектной деятельности».
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 г.№ 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», в целях обеспечения нормативно-правового и
организационного сопровождения введения и реализации новых федеральных
государственных образовательных стандартов начального и основного общего
образования.
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования», в целях обеспечения нормативно-правового и
организационного сопровождения введения и реализации новых федеральных
государственных образовательных стандартов начального и основного общего
образования.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Устав МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово

- Программа воспитания МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово на 2021-2025 годы.
- Основная образовательная программа основного общего образования МОАУ
СОШ №2 с. Исянгулово.
1.2. Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на
социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое,
гражданско- патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их
самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении
ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания
образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов
с преобладанием того или иного вида деятельности:
- учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности;
- с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве школы;
- с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
Модель плана внеурочной деятельности
Преобладание учебно- познавательной
деятельности

Преобладание педагогической
поддержки обучающихся

Содержательное наполнение
занятия обучающихся по углубленному
изучению отдельных учебных предметов;
занятия обучающихся по формированию
функциональной грамотности;
занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими проектноисследовательскую деятельность;
профориентационные занятия
обучающихся;
дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в освоении
учебной программы;
дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих трудности в освоении
языков обучения;
специальные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в социальной
коммуникации;
специальные занятия обучающихся с
ограниченными возможностями
здоровья;

Преобладание деятельности
ученических сообществ и воспитательных
мероприятий

1.3.
Направление
внеурочной
деятельности

занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими деятельность
детских общественных объединений
и органов ученического самоуправления;
занятия обучающихся в рамках циклов
специально организованных внеурочных
занятий, посвященных актуальным
социальным, нравственным проблемам
современного мира;
занятия обучающихся в социально
ориентированных объединениях:
экологических, волонтерских, трудовых и
т.п.

Направления внеурочной деятельности

Рекомендуемое
Основное содержание занятий
количество
часов в неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно1
Основная цель: развитие ценностного
просветительские
отношения обучающихся к своей Родине занятия
России, населяющим ее людям, ее уникальной
патриотической,
истории, богатой природе и великой культуре.
нравственной и
Основная задача: формирование
экологической
соответствующей внутренней позиции личности
направленности
школьника, необходимой ему для
«Разговоры
конструктивного и ответственного поведения в
о важном»
обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной
России:
знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным
поступкам.
Занятия
1
Основная цель: развитие способности
по формированию
обучающихся применять приобретенные знания,
функциональной
умения и навыки для решения задач в
грамотности
различных сферах жизнедеятельности,
обучающихся
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и глобальных
компетенций.

Занятия,
направленные
на удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей
обучающихся

1

Занятия, связанные
с реализацией
особых
интеллектуальных
и социокультурных
потребностей
обучающихся

3

Основные организационные формы:
интегрированные курсы, метапредметные
кружки или факультативы
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей
профессии, осознание важности получаемых в
школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение ярмарок профессий и
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий и способами получения
профессионального образования;
создание условий для развития
надпрофессиональных навыков (общения,
работы в команде, поведения в конфликтной
ситуации и т.п.); создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе, способности
адекватно оценивать свои силы и возможности.
Вариативная часть
Основная цель: интеллектуальное и
общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего, и к культуре в
целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России.
Основные направления деятельности: занятия
по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с
освоением регионального компонента

Занятия,
направленные
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом
развитии, помощь
в самореализации,
раскрытии и
развитии
способностей
и талантов

2

Занятия,
направленные
на удовлетворение
социальных
интересов
и потребностей
обучающихся,
на педагогическое
сопровождение
деятельности
социально

2

образования или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных
отношений; дополнительные занятия для
школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы или трудности в
освоении языка обучения; специальные занятия
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья или испытывающими
затруднения в социальной коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
способностей школьников, формирование у них
чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на
защиту слабых; оздоровление школьников,
привитие им любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего
труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских, поэтических или писательских
клубах и т.п.); занятия школьников в
спортивных объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турниров и
соревнований); занятия школьников в
объединениях туристско-краеведческой
направленности (экскурсии, развитие
школьных музеев);
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений –
Заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку зрения
и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение
психологического благополучия обучающихся в
образовательном пространстве школы, создание
условий для развития ответственности за

ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно
с обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

формирование макро и микро коммуникаций,
складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного влияния
на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение деятельности
Российского движения школьников и
Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых,
экологических отрядов, создаваемых для
социально ориентированной работы; Выборного
Совета обучающихся, создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам
управления образовательной организацией;
Совета старост, объединяющего старост классов
для облегчения распространения значимой для
школьников информации и получения обратной
связи от классных коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение
личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей,
флешмобов); творческих советов, отвечающих
за проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п.

1.4. Модель организации внеурочной деятельности
Модель
организации
внеурочной
деятельности
школы
—
оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические
работники организации (учителя, педагог-психолог, старший вожатый и др.).
Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых
расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного
и методического пространства в ОО, содержательном и организационном
единстве всех его структурных подразделений.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с
педагогическими работниками, а
также
учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для
развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы

самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации
финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого
образовательного и методического пространства в образовательном
учреждении, содержательном и организационном единстве всех его
структурных подразделений.
Полученная информация является основанием для выстраивания
индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности,
комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и
составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом
возможностей образовательного учреждения.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной
деятельности опирается на следующие принципы:
1.
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого
необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение
запроса с кадровым и материально- техническим ресурсом учреждения,
особенностями основной образовательной программы учреждения.
2.
Принцип гуманистической направленности. При организации
внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и
потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления
индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для
формирования
умений
и
навыков
самопознания
обучающихся,
самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
3.
Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности,
предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов
внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности
свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в
различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения
потребностей, желаний, интересов,
4.
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного
периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть
программы внеурочной деятельности может быть реализована во время
каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна
содержаться в рабочей программе кружка, студии.
5.
Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта,
используемого в образовательном процессе.
6.
Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей
потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком
результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для
социального окружения образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательной организации ребёнок получает возможность

подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования
– безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его
способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным
дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного
образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы
воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее
сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной
творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление
личности ребенка.
1.5. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не
проводится.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими
учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для
него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими
школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок
получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными
субъектами за пределами лицея, в открытой общественной среде. Только в
самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях»
(М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно
настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не
просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов
внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой
деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой
(российской), этнической, культурной и др.
-

1.6. Обеспечение плана
План внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 111 классах, реализующих федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования.
Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами
и обладает материально-технической базой для осуществления обучения
согласно данному плану внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом
обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной
деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных
на методических объединениях школы.

Планирование внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта
организуется по основным направлениям развития личности (духовнонравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивно-оздоровительное и т. д.).
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться
посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
образовательным учреждением могут использоваться возможности
учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период
каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться
возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен,
летних школ.
Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации основной образовательной программы основного общего
образования определяет образовательное учреждение.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием
самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория
развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может
быть организована в том числе с помощью дистанционного образования.
Центр образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста»,
функционирующая в общеобразовательной организации, также помогает
обучающимся получить дополнительное образование по направлениям
«Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности»
во внеурочное время и с использованием сетевого партнерства.
Организация сетевой школы помогает более качественно подготовиться к
ВОШ, различным конкурсам и олимпиадам разных уровней, а также к
выпускным экзаменам.
2.

Учебный план (недельный) внеурочной деятельности
6
кл
1

7
кл
1

8
кл
1

1

1

1

Разговор о важном

1

1

1

Танцы

1

1

1

Физическая культура

1

1

1

Курсы внеурочной
деятельности
Формирование
функциональной
грамотности
Мир визуальнопространственных
искусств
Разговор о важном

Наименование занятия

Эстетическое
направление
Спортивнооздоровительное
направление
Углубленное
изучение предметов
Социальное
направление

Формирование
функциональной
грамотности
Технология

Общеинтеллектуаль Робототехника
ное направление
ПроектноСетевая школа
исследовательская
деятельность
Графический дизайн
Итого

1
1

Всего
5
3

1

4
3

1

4

2

2

1
1

1

3
4

1

1

2

Интеллект
Школа безопасности
1
Медиабезопасность в сети 1
Интернет
Финансовая грамотность

9
кл
2

1

1

2

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

10

10

10

10

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».