Приложение №4 к ООП СОО План внеурочной деятельности для обучающихся 10-11 классов

Приложение №4 к ООП СОО
Рассмотрено и принято
На заседании педагогического совета
Протокол № ___ от _______________
Согласовано с Советом родителей
(законных представителей)
Протокол № ____ от _______________
Согласовано с Советом обучающихся
Протокол № ____ от _______________

02-04
План внеурочной деятельности
для обучающихся 10-11 классов
муниципального общеобразовательного автономного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Исянгулово
муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан
на уровни начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения
Основных
образовательных
программ
(предметных,
метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела основной образовательной
программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются
обязательной частью содержательного раздела основной образовательной
программы.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность
и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую
работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность экскурсии, походы, деловые игры и пр.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС СОО школа
обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной
деятельности.
1.1.

План внеурочной деятельности разработан с учетом требований
следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012
г. № 273-ФЗ.
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении
Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, том числе в части проектной деятельности».
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 г.№ 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», в целях обеспечения нормативно-правового и
организационного сопровождения введения и реализации новых федеральных
государственных образовательных стандартов начального и основного общего
образования.
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования», в целях обеспечения нормативно-правового и
организационного сопровождения введения и реализации новых федеральных
государственных образовательных стандартов начального и основного общего
образования.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Устав МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово

- Программа воспитания МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово на 2021-2025 годы.
- Основная образовательная программа основного общего образования МОАУ
СОШ №2 с. Исянгулово.
1.2. Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на
социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое,
гражданско- патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их
самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении
ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания
образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов
с преобладанием того или иного вида деятельности:
- учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности;
- с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве школы;
- с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
Модель плана внеурочной деятельности
Преобладание учебно- познавательной
деятельности

Преобладание педагогической
поддержки обучающихся

Содержательное наполнение
занятия обучающихся по углубленному
изучению отдельных учебных предметов;
занятия обучающихся по формированию
функциональной грамотности;
занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими проектноисследовательскую деятельность;
профориентационные занятия
обучающихся;
дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в освоении
учебной программы;
дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих трудности в освоении
языков обучения;
специальные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в социальной
коммуникации;
специальные занятия обучающихся с
ограниченными возможностями
здоровья;

Преобладание деятельности
ученических сообществ и воспитательных
мероприятий

1.3.
Направление
внеурочной
деятельности

занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими деятельность
детских общественных объединений
и органов ученического самоуправления;
занятия обучающихся в рамках циклов
специально организованных внеурочных
занятий, посвященных актуальным
социальным, нравственным проблемам
современного мира;
занятия обучающихся в социально
ориентированных объединениях:
экологических, волонтерских, трудовых и
т.п.

Направления внеурочной деятельности

Рекомендуемое
Основное содержание занятий
количество
часов в неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно1
Основная цель: развитие ценностного
просветительские
отношения обучающихся к своей Родине занятия
России, населяющим ее людям, ее уникальной
патриотической,
истории, богатой природе и великой культуре.
нравственной и
Основная задача: формирование
экологической
соответствующей внутренней позиции личности
направленности
школьника, необходимой ему для
«Разговоры
конструктивного и ответственного поведения в
о важном»
обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной
России:
знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным
поступкам.
Занятия
1
Основная цель: развитие способности
по формированию
обучающихся применять приобретенные знания,
функциональной
умения и навыки для решения задач в
грамотности
различных сферах жизнедеятельности,
обучающихся
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и глобальных
компетенций.

Занятия,
направленные
на удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей
обучающихся

1

Занятия, связанные
с реализацией
особых
интеллектуальных
и социокультурных
потребностей
обучающихся

3

Основные организационные формы:
интегрированные курсы, метапредметные
кружки или факультативы
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей
профессии, осознание важности получаемых в
школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение ярмарок профессий и
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий и способами получения
профессионального образования;
создание условий для развития
надпрофессиональных навыков (общения,
работы в команде, поведения в конфликтной
ситуации и т.п.); создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе, способности
адекватно оценивать свои силы и возможности.
Вариативная часть
Основная цель: интеллектуальное и
общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего, и к культуре в
целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России.
Основные направления деятельности: занятия
по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с
освоением регионального компонента

Занятия,
направленные
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом
развитии, помощь
в самореализации,
раскрытии и
развитии
способностей
и талантов

2

Занятия,
направленные
на удовлетворение
социальных
интересов
и потребностей
обучающихся,
на педагогическое
сопровождение
деятельности
социально

2

образования или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных
отношений; дополнительные занятия для
школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы или трудности в
освоении языка обучения; специальные занятия
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья или испытывающими
затруднения в социальной коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
способностей школьников, формирование у них
чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на
защиту слабых; оздоровление школьников,
привитие им любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего
труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских, поэтических или писательских
клубах и т.п.); занятия школьников в
спортивных объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турниров и
соревнований); занятия школьников в
объединениях туристско-краеведческой
направленности (экскурсии, развитие
школьных музеев);
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений –
Заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку зрения
и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение
психологического благополучия обучающихся в
образовательном пространстве школы, создание
условий для развития ответственности за

ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно
с обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

формирование макро и микро коммуникаций,
складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного влияния
на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение деятельности
Российского движения школьников и
Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых,
экологических отрядов, создаваемых для
социально ориентированной работы; Выборного
Совета обучающихся, создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам
управления образовательной организацией;
Совета старост, объединяющего старост классов
для облегчения распространения значимой для
школьников информации и получения обратной
связи от классных коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение
личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей,
флешмобов); творческих советов, отвечающих
за проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п.

1.4. Модель организации внеурочной деятельности
Модель
организации
внеурочной
деятельности
школы
—
оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические
работники организации (учителя, педагог-психолог, старший вожатый и др.).
Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых
расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного
и методического пространства в ОО, содержательном и организационном
единстве всех его структурных подразделений.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с
педагогическими работниками, а
также
учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для
развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы

самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации
финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого
образовательного и методического пространства в образовательном
учреждении, содержательном и организационном единстве всех его
структурных подразделений.
Полученная информация является основанием для выстраивания
индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности,
комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и
составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом
возможностей образовательного учреждения.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной
деятельности опирается на следующие принципы:
1.
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого
необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение
запроса с кадровым и материально- техническим ресурсом учреждения,
особенностями основной образовательной программы учреждения.
2.
Принцип гуманистической направленности. При организации
внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и
потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления
индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для
формирования
умений
и
навыков
самопознания
обучающихся,
самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
3.
Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности,
предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов
внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности
свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в
различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения
потребностей, желаний, интересов,
4.
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного
периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть
программы внеурочной деятельности может быть реализована во время
каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна
содержаться в рабочей программе кружка, студии.
5.
Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта,
используемого в образовательном процессе.
6.
Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей
потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком
результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для
социального окружения образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательной организации ребёнок получает возможность

подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования
– безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его
способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным
дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного
образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы
воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее
сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной
творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление
личности ребенка.
1.5. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не
проводится.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими
учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для
него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими
школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок
получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными
субъектами за пределами лицея, в открытой общественной среде. Только в
самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях»
(М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно
настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не
просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов
внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой
деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой
(российской), этнической, культурной и др.
-

1.6. Обеспечение плана
План внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 111 классах, реализующих федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования.
Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами
и обладает материально-технической базой для осуществления обучения
согласно данному плану внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом
обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной
деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных
на методических объединениях школы.

Планирование внеурочной деятельности
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность школа
осуществляет
образовательную
деятельность,
реализуя
основную
образовательную программу (цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организация образовательной деятельности при получении
среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной
деятельности создаются условия для получения образования всеми
обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами. План внеурочной деятельности
включает:
- организацию деятельности ученических сообществ;
- реализацию курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, школьные олимпиады по предметам);
- воспитательные мероприятия.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом
образовательной
деятельности,
в
рамках
реализации
основной
образовательной программы среднего общего образования определила школа.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности,
реализуется в таких формах как: кружки, олимпиады, экскурсии,
соревнования, секции, конференции, турниры, конкурсы, библиотечные
уроки, беседы, игра, разработка проектов, участие и подготовка к
мероприятиям и др.
Внеурочная деятельность в 10-11 классах также реализуется по проекту
«Взлетай!». Проект «Взлетай!» представляет собой комплексную программу,
направленную на развитие функциональных способностей обучающихся по
образовательным программам среднего общего образования за счет
использования ресурсов дополнительного образования.
Данный проект реализуется обучающимися 10-11 классов и состоит из
двух кейсов: «Кейс 10» и «Кейс 11+».
«Кейс 10» состоит из модулей «Научись играть в шахматы!», «Дружи со
спортом!», «Интерактивный башкирский» и «Говори свободно!», «Деловой
этикет» и «Говори публично»
После освоения «Кейс 10» обучающимся предлагается новый кейс
«Кейс 11+», который состоит из следующих образовательных модулей:
«Интерактивный башкирский» и «Говори свободно» как продолжение курса,
начатого в 10 классе, а также модули «Танцуй», «Садись за руль!», «Деловой
этикет» и «Говори публично».
Освоение образовательных программ каждого кейса осуществляется в
течение учебного года.
2.

Направления
Социальное
направление
Духовно-нравственное
направление

Наименование занятия 10 кл
Говори публично
1
Интерактивный
1
башкирский
Говори свободно
1
Деловой этикет
1

11 кл
1
1
1
1

всего
2
2
2
2

Спортивнооздоровительное
направление
Общеинтеллектуальное
направление
Художественноэстетическое
направление
Разговор о важном
Формирование
функциональной
грамотности
Сетевая школа
Профориентация
Итого

Дружи со спортом

1

1

Научись играть в
шахматы
Танцуй!

1

1

Разговор о важном
Формирование
функциональной
грамотности
Математика
Русский язык

1

1

1
1

1
1

2
2

1
1

1
1
1
10

2
2
1
20

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».