УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 2 с. Исянгулово МР Зианчуринский район РБ ___________________ Алопина Е.Н. Приказ № 130 от 30 августа 2021г. Согласовано с Советом обучающихся Протокол № 1 от 30 августа 2021г. Согласовано с Советом родителей (законных представителей) Протокол № 1 от 30 августа 2021г. Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета№ 1 от 30 августа 2021 г. Положение о внутренней системе оценки качества образования МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) в муниципальном общеобразовательном автономном учреждении средняя общеобразовательная школа №2 с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан (далее – МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово): определяет направления внутренней оценки качества образования и состав контрольно-оценочных процедур; регламентирует порядок организации и проведения контрольнооценочных процедур; закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям; учитывает федеральные требования к порядку процедуры самообследования образовательной организации и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования. 1.2. Положение разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462; приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324; уставом Школы. 1.3. Положение разработано с учетом Показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минпросвещения от 13.03.2019 № 114. 1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры: качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – это система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование, и результатах освоения программ обучающимися; независимая оценка качества образования (НОКО) – это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям; документы ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО; диагностика – контрольный замер, срез; мониторинг – это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; оценка/оценочная процедура – установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы; ГИА – государственная итоговая аттестация; ЕГЭ – единый государственный экзамен; ОГЭ – основной государственный экзамен; КИМ – контрольно-измерительные материалы; ООП – основная образовательная программа; УУД – универсальные учебные действия. 2. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО 2.1. Целями ВСОКО являются: - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе; - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы школы. 2.2. Задачи построения ВСОКО: - сформировать единое понимание критериев качества образования и подходов к его измерению; - сформировать систему аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - сформировать ресурсную базу и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; - проанализировать состояние развития и эффективности деятельности школы; - определить степень соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; - определить степень соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; - оценить уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся; - определить степень соответствия качества образования на различных уровнях образования в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; - выявить факторы, влияющие на качество образования; - содействовать повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определить направления повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; - применять сформированное единое понимание критериев качества образования при распределении стимулирующих выплат педагогам; - расширять общественное участие в управлении образованием в школе; - содействовать подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; - взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. 3. Организационная и функциональная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, научнометодический совет школы, методические объединения учителейпредметников, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.). 3.2. Администрация школы: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; - организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно–аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, отчёт по результатам самообследования); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; 3.3. Научно-методический совет школы и методические объединения учителей- предметников: - участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; - участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 3.4. Педагогический совет школы: содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе; - инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы; - принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе реализации целей и задач ВСОКО, планируется и осуществляется на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.2. Предметом системы оценки качества образования являются: - качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному стандарту и социальному заказу); - качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания; - качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации; - воспитательная работа; - профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; - эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы; - состояние здоровья обучающихся. 4.3. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.3.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя: - государственную итоговую аттестацию выпускников 9-ых, 11-ых классов; - промежуточную и текущую аттестацию обучающихся; - участие и результативность в школьных, городских и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; - мониторинговое исследование обученности 4-х классов и адаптации обучающихся 1-х, 10-х классов; - мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных уровнях образования в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований. 4.3.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: - результаты лицензирования и государственной аккредитации; - эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных отчётов по результатам самообследования; - программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе; оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; - обеспеченность методической и учебной литературой; - оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); - оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН; - диагностика уровня тревожности обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов в период адаптации; - оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся; - анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников; - оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 4.3.3. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя: - степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей; - качество планирования воспитательной работы; - охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям; - наличие детского самоуправления; - удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом; - исследование уровня воспитанности обучающихся; - положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся. 4.3.4. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: - аттестацию педагогов; - отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.); - знание и использование современных педагогических методик и технологий; - образовательные достижения обучающихся; - подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, ОГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.; - участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.3.5. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя: - регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; - оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы; - оценку эффективности оздоровительной работы (здоровье- сберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); - оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; - диагностика состояния здоровья обучающихся. 4.4. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы. 4.5. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. 4.6. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества отражаются в аналитических материалах в течение учебного года, фиксируются в анализе работы за год и учитываются при планировании работы на следующий учебный год. 4.7. Диагностические и оценочные процедуры в рамках ВСОКО проводятся, в том числе, с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов ВСОКО; - средствам массовой информации через отчёт по результатам самообследования; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школы. 6. Направления изучения и показатели результатов ВСОКО Направления изучения Показатели Оценка качества образовательных результатов результаты ЕГЭ выпускников 11-ых классов; - результаты ОГЭ выпускников 9-ых классов; - результаты промежуточной и текущей аттестации обучающихся; - результаты мониторинговых исследований обученности обучающихся; - результаты адаптации обучающихся 1- ых, 5-ых, 10-ых классов; - результаты мониторинговых исследований образовательных достижений обучающихся на разных уровнях образования в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований; - удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. Оценка качества сформированности обязательных результатов обучения - количество участников предметных олимпиад, конкурсов; - количество победителей и призеров предметных олимпиад; - количество призеров исследовательских конкурсов и проектов; - количественный и качественный анализ результатов творческой деятельности обучающихся. Оценка качества инновационной деятельности - участие школы в инновационной и экспериментальной работе; - публикация статей педагогических и руководящих кадров в научных сборниках, журналах, СМИ; - участие в научных конференциях; - подготовка отчета по результатам инновационной и опытно - экспериментальной деятельности. Оценка качества учебно- методического обеспечения и материально-технического оснащения образовательного процесса комплектность оснащения учебного процесса (лабораторные комплекты по предметам; лицензионное демонстрационное программное обеспечение по учебным предметам); - печатные и электронные образовательные ресурсы; библиотечно-информационный центр (электронный читальный зал, медиатека, работающие средства для сканирования и распознавания, распечатки и копирования бумажных материалов); - фонд дополнительной литературы (детской, художественной, научно - методической, справочнобиблиографической и периодической); - материально-техническое обеспечение кабинетов в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений; техника для создания и использования информации (для записи и обработки звука и изображения, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе мультимедийных проекторов, интерактивных досок); - компьютеры, имеющие сертификат качества, используемые для осуществления образовательного процесса, в том числе комплект лицензионного или свободно распространяемого системного и прикладного программного обеспечения; - подключение к сети Internet; - территории, оборудованные для реализации разделов «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Волейбол/баскетбол» и др. Оценка качества воспитания - динамика личностного развития школьников; - воспитательный потенциал урочной и внеурочной деятельности; - организация системы дополнительного образования; - организация ученического самоуправления и деятельности детских общественных организаций (ДОО); - социально-психологическое обеспечение воспитания обучающихся, в том числе школьников с проблемами личностного развития; - взаимодействие с родительской общественностью; ресурсное обеспечение воспитания в ОУ; - предметно-эстетическая среда ОУ. Оценка качества здоровье-сберегающей деятельности - динамика формирования ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся; - динамика показателей здоровья обучающихся (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорнодвигательного аппарата; травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся); - динамика показателей психологического климата в ОУ; социологические исследования на предмет удовлетворенности обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников школы, социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья. Оценка безопасного пребывания детей в школе - оценка условий состояния безопасности жизнедеятельности; - динамика формирования антитеррористической защищенности школы; - исследование уровня культуры безопасности обучающихся (методическая работа классных руководителей, направленная на обеспечение безопасного поведения обучающихся в школе); - системность работы по обеспечению пожарной безопасности школы; - динамика показателей травматизма в школе (на уроках повышенной опасности и на переменах). 7. Права и ответственность участников оценочных мероприятий 7.1. Субъекты учебно-воспитательного конфиденциальность информации. процесса имеют право на 7.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или научно-методической целью. 7.3. За организацию мониторинга несут ответственность: • за дидактический мониторинг – заместитель директора по учебной работе; • за воспитательный мониторинг – заместитель директора по воспитательной работе; • за психолого-педагогический мониторинг – педагог-психолог; • за медицинский мониторинг – медицинский работник школы, классный руководитель; • за управленческий мониторинг – директор школы. 8. Итоги внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) 8.1. Итоги ВСОКО оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации. 8.2. Исследования СОКО могут обсуждаться на заседаниях Педагогического совета, совещаниях при директоре, при завучах, на научно-методическом совете, на Управляющем совете школы. 8.3. Итоги оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц. 8.4. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, издаются приказы, осуществляется планирование и прогнозирование развития школы. 9. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее положение. 9.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно. 9.2. Внесение поправок и изменений в Положение производится на заседании педагогического совета Школы. 9.3. Положение действительно до принятия новой редакции