Международное исследование качества образования PISA в 2022 году осень
04.02.2022
ISA - 2022
Международная программа по оценке
образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student
Assessment) является сравнительным мониторинговым исследованием качества общего
образования и осуществляется Организацией экономического сотрудничества и
развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Согласно программным
документам целью исследования выступает оценка уровня овладения 15-летними
учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в
современном обществе. В рамках мониторинга осуществляется оценка
образовательных достижений учащихся, а также изучается влияние на результаты
обучения различных социокультурных, экономических и психологических факторов.
Исследование
образовательных достижений учащихся проводится раз в три года по трем основным
направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность и
естественнонаучная грамотность. Особое внимание уделяется оценке овладения
учащимися общеучебными умениями. В каждом цикле исследования одно из
направлений является основным. В 2018 году это была читательская грамотность. В
следующем цикле исследования ведущей станет математическая грамотность.
На основании Письма Министерства образования и
науки Республики Башкортостан № М08-24-033 от 01.09.2022 г. «О проведении первичной диагностики
функциональной грамотности обучающихся»
С материалами по подготовке к PISA можно
ознакомиться по ссылке: https://ufarmc.irorb.ru/pisa
https://ru.wikipedia.org/wiki/Международная_программа_по_оценке_образовательных_достижений_учащихся
https://ufarmc.irorb.ru/wp-content/uploads/PISA/zirynova.pptx
Обратившись к сайтам, можно апробировать
процесс прохождения компьютерного тестирования в режиме on-line
После прохождения
компьютерного тестирования на данных сайтах учащиеся не получат информации о
правильности выполнения тестов. Однако ответы на задания компьютерных тестов
«Куриный форум», «Коровье молоко», «Рапануи» (размещены на сайтах Республиканского
института контроля знаний, Федерального института оценки качества образования и
Организации экономического сотрудничества и развития), «Метеориты и кратеры»,
«Исследование склонов долины», «Миграция птиц» (сайты Республиканского
института контроля знаний, Федерального института оценки качества образования)
можно найти в сборниках заданий, размещенных на сайте Республиканского
института контроля знаний (РИКЗ) раздел «PISA», ответы на задания компьютерного
теста «Бег в жаркую погоду» – в данной архивной папке «Материалы для подготовки
педагогов и учащихся к исследованию PISA» в сборнике «PISA-2015. Открытые
задания» (стр.46-55), размещенном в папке «Материалы и задания по направлениям»
(папка «Естественнонаучная грамотность»).
Названные сборники можно
использовать для организации самопроверки учащихся после выполнения ими
компьютерных тренировочных тестов.
Задания для компьютерного
тестирования на сайте Организации экономического сотрудничества и развития
предлагаются на русском и белорусском языках (по ссылке «Посмотреть все
языковые версии вопросов для теста по чтению PISA 2018»).
Готовимся
к PISA - 2022.
·
events.prosv.ru›uploads/2021/08/additions/….pdf
PISA 2022: основные направления
международного...
·
2022g.ru›mezhdunarodnoe-issledovanie-pisa/
Международное исследование качества образования PISA в 2022 году
Ученики школ XXI века должны быть
начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой
жизни.
Чтобы оценить уровень школьного
образования, в России и других странах планируется провести глобальный опрос
«Пиза-2022». Статья расскажет, что это и в чем суть проведения.
Суть исследования и его организаторы
PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что
переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений
учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки
уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.
Объектами анализа мероприятий в рамках
PISA являются подростки пятнадцати лет, которые недавно получили среднее
школьное образование – уже не дети, но еще не взрослые.
Оценивается грамотность учеников, которую анализируют
в трех главных областях: математике, естественных науках и читательской.
Но это не главное: в первую очередь
смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в
повседневности для выполнения множества задач в разных областях жизни: в сфере
финансов, степени интегрированности в социум и преодолении разного рода
препятствий.
Программа PISA во многом отличается от
других имеющихся систем оценки. В ней присутствует:
1.
Охватываемость. В тестировании участвует множество
стран мира.
2.
Настрой на будущее. Подростки, участвовавшие в проверке,
впоследствии представляются, сообщают о своей мотивации к продолжению учиться
дальше после школы, о методиках получения дополнительных знаний и умений.
3.
Ориентация на политику, что предполагает
связь между результатами учебы с данными о происхождении учеников, их
социальным статусом и вещи, которые могут повлиять на усвоение школьных знаний
и умений.
4.
Систематичность и планомерность –
государства-участники имеют возможность следить за динамикой успешности
достижения в сфере образования.
Организатор мероприятия – Организация
экономического сотрудничества и развития (OECD). В России же программу
реализует бюджетное учреждение ФИОКО – Федеральный институт оценки качества
образования.
Что оценивается?

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в
школе, на практике по трем направлениям:
1.
Читательская грамотность – под ней подразумевается,
насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте,
размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении
своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли
взаимодействовать с обществом других людей.
2.
Математическая грамотность – расценивается,
способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и
использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и
в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины,
понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных
явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в
жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
3.
Естественнонаучная грамотность – ее можно
воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в
естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни
важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал
доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал
участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.
Помимо трех перечисленных присутствует
четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012
году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015
рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.
Дополнительной темой исследования
Пиза-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное
оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный
творческий подход во всех областях деятельности.
Особенности проведения
PISA в 2022 году

Исследование PISA проводится раз в три года, но пандемия все испортила, и
мероприятие, которые были запланированы на 2021 год, было перенесено на
следующий.
Как было сказано ранее, в рамках цикла
рассматриваются три направления: чтение, математика и естественные науки; одно
из них берется в качестве основного. Помимо них каждый раз добавляется
четвертый предмет тестирования.
Проверка включает в себя:
·
тесты по всем четырем предметным областям на компьютере – времени на ответы
дается два часа;
·
анкета для школьников, в которую входят вопросы о личном опыте, статусе,
отношении к образованию, знанию финансовых вопросов, умении коммуницировать и
пользоваться информацией – всего на заполнение анкеты дается сорок девять
минут;
·
анкета для преподавателей или руководителей, необходимая для выявления
факторов, определяющих разность в системах образования стран-участников.
Помимо всего прочего, в дополнении есть
анкеты для родителей и финансовые вопросы к администрации. Решать тест и анкету
школьники могут последовательно или в разные дни – как посчитают нужным.
Основное направление исследования цикла
Pisa-2022 – математическая грамотность, в виде дополнительного предмета
добавили креативное мышление. В 2022 году в рамках международного исследования
PISA будет целенаправленно проводиться оценка частого применения математики в
важнейших жизненных аспектах: в обществе, профессии и лично.
Фокус исследования PISA 2021-2022 в
первую очередь – это математические рассуждения. Под ним подразумевается
правильная оценка и интерпретация, рациональное применение и грамотная
формулировка полученной информации. При этом необходимо, чтобы испытуемый мог
уметь использовать навыки в четырех сферах жизни: личной, научной,
профессиональной и общественной.
Помимо всего прочего, добавлены наиболее
важные в XXI веке навыки, в частности, информационные и коммуникативные
технологии. В соответствии концепцией интеграции ИКТ в исследование PISA-2022
предполагается, что ученик должен быть креативным, инициативным, мыслил
критически, умел пользоваться информацией и коммуникацией.
Предлагаемые задания и
результаты выполнения
Тестовые задания бывают двух типов:
1.
Стандартные – обыкновенные задания, в которых
описывают проблемы и вопросы.
2.
Интерактивные – задания с интерактивными
материалами, оформленные в виде компьютерной симуляции. Можно сравнить это с компьютерной
игрой: тестируемый будто бы оказывается в виртуальной реальности, где ему
приходится решать ситуации, так похожие на реальные. Во время подобных тестов
ученику задаются вопросы, предполагающие разного рода варианты ответа и
дальнейшие действия.
Все эти задания могут проводиться в
разном формате: можно выбирать один или несколько правильных ответов, как в
стандартных тестах, а можно дать конкретный ответ, объясненный максимально
подробно, порой требуя от ученика решения конкретной проблемы.
Министерство образования и
науки
Республики Башкортостан (далее — Минобрнауки РБ) во
исполнение письма Федерального
государственного бюджетного
учреждения «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ «ФИОКО») от 04.07.2022 №02-22/731 сообщает о проведении Общероссийской оценки по модели PISA осенью 2022 года в
образовательных организациях
Республики Башкортостан, которые вошли в выборку Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Приложение 1).
Общероссийская оценка
по модели PISA
проводится в соответствии с Методологией и
критериями оценки качества общего
образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденными совместным приказом Федеральной службы
по надзору в
сфере образования и
науки и Министерства
просвещения Российской Федерации
от 06.05.2019 №590/219 с изменениями от 11 мая 2022 года в два этапа:
подготовительный этап — до 07 октября 2022 года;
этап проведения тестирования и анкетирования — с 10 по 28 октября 2022 года.
Наша школа согласно данного приказа,
вошла в выборку по участию в PISA-2022.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.02.2022
Дата обновления: 22.09.2022
Дата публикации: 04.02.2022